Профессиональные пробы

   

Формирование ценностно-смыслового отношения обучающихся к собственному профессиональному образованию необходимо начинать на ступени основного общего образования задолго до того, как ученик встанет перед выбором направления будущего профессионального образования, учреждения профессионального или высшего образования.


Школа, как один из важнейших социальных институтов, должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного мира труда. Одним из методов решения этой задачи является профессиональная проба.


Профессиональные пробы -системообразующий фактор формирования готовности школьников к сознательному выбору профессии и практико-ориентированное средство развития способности к технологическому мышлению; интегративный метод, обеспечивающий моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности и основ профессионально важных качеств (ПВК), необходимых специалисту.
В процессе проведения профессиональных проб, обучающиеся получают первичный опыт конкретной профессиональной деятельности, и имеют возможность определить соответствует ли её характер их предпочтениям, способностям и умениям.


При организации профессиональных проб необходимо привлечение ресурсов сторонних организаций, имеющих материально-техническую, кадровую и методическую базу, на которой могут быть смоделированы элементы конкретного вида профессиональной деятельности для соотнесения индивидуальных особенностей обучающегося с профессионально важными качествами, необходимыми для эффективной реализации профессиональной деятельности. Такими партнерами могут стать учреждения среднего профессионального образования, дополнительного образования, предприятия и организации реальных секторов экономики.

Значимость профессиональных проб для общеобразовательных организаций региона, определяется необходимостью формирования у учащихся готовности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
Профессиональные пробы оказывают содействие становления субъекта профессионального самоопределения, что предполагает формирование и развитие компетенций, необходимых человеку для самостоятельной ориентации и осуществления профессионального выбора в динамично меняющихся условиях».


В проведении профессиональных проб реализуется один из ведущих принципов организации профориентационной работы- принцип активности, предполагающий приоритетность активно-деятельностных форм и методов в данной работе.


Общеобразовательной организации необходимо создавать условия для профессионального и личностного самоопределения путем обеспечения их самостоятельной работы по формированию опыта социальной деятельности. Одним из действенных путей формирования вышеназванных ключевых компетенций, обучающихся является деятельность по организации для школьников системы проб своих возможностей, в частности, в системе профессиональной ориентации- прохождения ими профессиональных проб.


Образовательные организации должны создавать условия для реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые являются основой взаимодействия школ с колледжами.


Таким образом, организация профессиональных проб на базе учреждения (организации) профессионального образования способствует решению задач, с одной стороны, заложенных в новых ФГОС общего образования, а с другой стороны, является действенным (не бумажным) и эффективным средством пропаганды рабочих профессий и специальностей, по которым ведется подготовка и профессиональное образование в колледже. А в конечном итоге, способствует формированию профессионального самоопределения личности, что в полной мере отражает интересы государства, общества и самого обучающегося

Документ с методическими рекомендациями:

 



×
Введите поисковый запрос